На сегодняшний день цифровая экономика из стратегического приоритета для государств превращается в реальность для бизнесов, муниципалитетов и населения.
Необходимость оценки уровня цифровизации страны послужила мотивацией для разработки индекса «Цифровая Россия». Основываясь на существующих подходах к оценке уровня цифровизации и специфике Российской экономики, Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО создал авторскую методологию, учитывающую количественные показатели и экспертную оценку, основанную на анализе метаданных, отражающих процессы цифровизации регионов.
Индекс «Цифровая Россия» отражает наличие и успешность инициатив, связанных с цифровизацией на региональном уровне. Если та или иная инициатива имеет конкретные действия (например по созданию инфраструктуры), не противоречит государственному стратегическому взгляду и имеет положительные социально-экономические и бизнес-эффекты, она получает сто баллов. Индекс основан на событиях, которые имеют отношение к процессу цифровизации регионов, отраженных в открытых источниках.
Процесс цифровизации оценивается не только с точки зрения достижения целей, но и с точки зрения его публичности. Индекс «Цифровая Россия» оценивает этот процесс на основе публичных упоминаний в открытых источниках, с учетом достоверности, цитируемости и тональности событий.
Каждое событие отнесено в один из семи ключевых субиндексов:
- нормативное регулирование и административные показатели;
- кадры и учебные программы;
- исследовательские компетенции и технологические заделы;
- информационная инфраструктура;
- информационная безопасность;
- экономические показатели;
- социальные эффекты.
Результаты индекса являются первым измерением состояния и динамики цифровизации в территориальном разрезе РФ и будут полезны всем, кто заинтересован в развитии цифровой экономики или продуктов, связанных с ней. В частности, государственные органы могут использовать результаты для выявления лидирующих и отстающих регионов, что поможет лучше настроить стратегию развития цифровой экономики в стране, а бизнес — для определения собственных маркетинговых и продуктовых стратегий в области цифровой экономики и развития ГЧП-проектов в субъектах РФ.